Рейтинг адвоктов
Всероссийский рейтинг
«ЛУЧШИЕ АДВОКАТЫ»

Корпус публичной адвокатуры: что кроется за красивым названием

Российская адвокатура в настоящее время переживает не лучшие времена. Сильно подорван авторитет адвокатуры, вина за что лежит прежде всего на самих адвокатах, отмечается беспрецедентное давление на права адвокатов, сопряжённое с необоснованным привлечением защитников к уголовной ответственности за активное отстаивание прав доверителей, нет единства в самой корпорации. Но были времена и похуже, российские адвокаты со всем справятся, главное им не мешать и оставить внутренние вопросы сообщества на разрешение членам этого сообщества. К сожалению, предпринимаемые государством попытки регулирования внутренних вопросов адвокатской деятельности, тех самых, которые должны разрешаться самими адвокатами, не прекращаются.

Так, на фоне всех имеющихся проблем адвокатское сообщество в последние месяцы будоражит новость о перспективе институциональных и нормативных изменений в сфере оказания адвокатами правовой помощи по назначению, а также изменений в области порядка заключения адвокатских соглашений с оплатой гонорара за счёт государственного бюджета.

Необходимость вышеназванных изменений преподносится под соусом защиты прав малоимущих и обеспечения сохранности бюджетных средств, эффективности их расходования. Однако в действительности все пахнет очередным переделом властных полномочий внутри иерархов от адвокатуры в целях получения возможности перераспределять денежные потоки.

В чем же суть предложенных Минюстом нововведений? Идея достаточно проста и не нова. Как известно, российская Конституция гарантирует каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи. Одной из гарантий данного конституционного права является предоставление возможности воспользоваться услугами адвоката за счёт государственного бюджета. Так, при отсутствии у привлеченного к уголовной ответственности лица денег для оплаты услуг адвоката по соглашению следователь, дознаватель или суд назначает адвоката, при этом услуги назначенного адвоката оплачиваются из бюджета. Подобный механизм назначения так называемых государственных адвокатов существует как в сфере уголовного судопроизводства, так и в сфере производства по делам об административных правонарушениях, а также в некоторых случаях рассмотрения гражданских и иных дел.

В связи с низкими ставками оплаты услуг адвокатов по назначению адвокаты с опытом, как правило, подобные услуги не оказывают. В основном за счёт дел по назначению зарабатывают себе на жизнь адвокаты в малонаселенных городах и сёлах, также молодые адвокаты, только начинающие свой профессиональный путь. Ежегодно на оплату услуг адвокатов по назначению в федеральном бюджете предусматриваются расходы в сумму около 12 млрд. рублей. Кроме того, адвокатские палаты некоторых регионов периодически принимают решения о выплате дополнительного вознаграждения адвокатам за оказание услуг по назначению за счёт средств палаты, формируемых путем взимания повышенных ставок на нужды палаты с адвокатов, услуги по назначению не оказывающих.

Инициаторы преобразований предлагают создать при Министерстве юстиции Государственное унитарное предприятие «Российская адвокатура – Корпус публичной адвокатуры Российской Федерации», на которое будут возложены функции по организационному и финансовому обеспечению существования института адвокатов по назначению. Только адвокаты, включённые в списки указанного ГУПа, будут иметь право оказывать правовую помощь по назначению. Якобы это обеспечит дополнительные гарантии того, что малообеспеченным слоям населения будут оказываться высококвалифицированные услуги по назначению. Как именно передача функций по формированию списков адвокатов по назначению (которые существуют и сейчас и ведутся адвокатскими палатами) от адвокатских палат к государственному учреждению улучшит качество оказываемой правовой помощи, авторы не объясняют.

Кроме того, предлагается ввести ограничение на возможность адвокатов заключать соглашения с государственными учреждениями и организациями на оказание адвокатской помощи с оплатой услуг за счёт средств государственного бюджета. Правом на представление интересов государства будут обладать только те адвокаты, которые получили соответствующую аккредитацию во вновь созданном ГУПе.

Полагаем, что ничего, кроме дополнительных препон в деятельность адвокатов и возвышения по иерархической лестнице отдельных лиц, реализация проекта не принесёт. Институт оказания услуг адвокатами по назначению только претерпел значительные изменения, выстроенная на сегодняшний день система как в организационном плане, так и в части финансового обеспечения является довольно-таки логичной и прозрачной. Практически ушла в прошлое система «карманных адвокатов» следствия, адвокаты по назначению привлекаются к оказанию адвокатской помощи посредством автоматизированной системы. Достаточно жесткий подход адвокатских палат при рассмотрении дисциплинарных производств в отношении адвокатов, допустивших нарушения Кодекса этики при оказании услуг по назначению, дал ощутимые результаты: адвокаты по назначению перешли от практики присутствия на следствии и в суде к реальному участию в защите прав доверителей. При отмеченной положительной тенденции создание очередного монстра с привлечением к регулированию адвокатской деятельности государственных институтов не только не будет способствовать улучшению ситуации, но, наоборот, приведёт к хаосу и нанесёт непоправимый урон самостоятельности адвокатского сообщества.

Не выдерживает никакой критики и идея дополнительного лицензирования через аккредитацию адвокатов, оказывающих правовую помощь государственным учреждениям и организациям за счёт средств государственного бюджета. Контроль за расходованием бюджетных средств должен осуществляться путем эффективной работы традиционных институтов, с привлечением к ответственности виновных должностных лиц, а не за счёт дополнительной и излишней регламентации адвокатской деятельности. Наличие у адвоката аккредитации для работы со средствами государственного бюджета не будет являться гарантией того, что получивший такую аккредитацию адвокат не совершит противоправного поступка, и если и пытаться навести порядок в этой области, то заходить надо со стороны лиц, принимающих решения о расходовании бюджетных средств, то есть со стороны чиновников, подписывающих контракты с адвокатами.

Таким образом, идея создания адвокатско-государственного образования в лице так называемого «Корпуса публичной адвокатуры» представляется нам вредной и не соответствующей смыслам адвокатской деятельности, основным принципам взаимодействия адвокатского сообщества и государственных институтов.

В основе любых преобразований должны лежать стремления авторов проекта что-то улучшить, устранить имеющиеся проблемы. К сожалению, за красивым названием «Корпус публичной адвокатуры» мы не видим ничего, кроме желания неких лиц встать во главе адвокатского образования, наделённого властными полномочиями с возможностью распоряжения денежными средствами. Надеемся, что инициаторы данного проекта, среди которых, к сожалению, есть весьма известные представители адвокатского сообщества, поставят во главу угла интересы адвокатуры и откажутся от практической реализации проекта в жизнь.

Другие публикации

Возврат к списку публикаций

По поводу размещения на сайте авторских материалов адвокатов обращайтесь по адресу: info@advokat-rating.ru

Поиск по сайту