Рейтинг адвоктов
Рейтинг
«ЛУЧШИЕ АДВОКАТЫ»

Все о «государственных» адвокатах

Все о «государственных» адвокатах

Нередко в прессе упоминается словосочетание «государственный адвокат», под которым как журналисты, так и обычные граждане понимают адвокатов, предоставленных государством, услуги которых не придётся оплачивать. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле, а также стоит ли пользоваться услугами таких адвокатов.

1. Что такое «государственный адвокат. Прежде всего следует знать, что законодательству такой институт не известен; официально адвокаты, предоставленные государством, именуются как адвокаты по назначению. Само введение института адвокатов по назначению связано с реализацией закрепленного в ст. 48 Конституции РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, а также права задержанного, заключённого под стражу и обвиняемого пользоваться помощью защитника. Государство, пытаясь обеспечить реальное действие указанных норм, независимо от материального положения и наличия денежных средств на оплату услуг адвоката, предусмотрело обязательность обеспечения обвиняемых и подозреваемых помощью адвоката без необходимости немедленной оплаты оказанных услуг.

2. В каких случаях возможно воспользоваться услугами адвоката по назначению. Услугами «государственного адвоката» можно воспользоваться в уголовном судопроизводстве, то есть при осуществлении расследования или в ходе судебного рассмотрения уголовного дела; в гражданском судопроизводстве и административном судопроизводстве при назначении адвоката ответчику, местожительства которого не известно. Правом воспользоваться услугами адвоката по назначению в уголовном судопроизводстве могут только обвиняемые (подозреваемые), при отсутствии соглашения с избранным адвокатом и изъявлении желании воспользоваться услугами защитника. Отказ обвиняемого (подозреваемого) от услуг адвоката не является обязательным для следователя, дознавателя и суда;

3. Каков порядок привлечения адвоката по назначению к участию в деле. В случае, когда у подозреваемого (обвиняемого) нет соглашения с адвокатом, при этом участие адвоката обязательно,  либо когда соглашение есть, но избранный защитник не явился для участия в следственном действии (судебном заседании) в течение 5 суток и обвиняемый (подозреваемый) не избрал иного защитника, также в случае, если явка избранного защитника невозможна в течение 24 часов с момента задержания или заключения под стражу, следователь, дознаватель, суд принимают меры по вызову адвоката по назначению. Порядок вызова и обеспечения участия адвоката по назначению определяется Советом Федеральной палаты адвокатов. Согласно утверждённому Решением Совета ФПА РФ от 05.10.17 г. Порядку назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, организация оказания юридической помощи адвокатов по назначению возложена на Советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Например, в Москве организация работы адвокатов по назначению возложена на Совет Адвокатской палаты г. Москвы, который в числе прочего определяет, как и в каком порядке выделяются адвокаты для работы по назначению органов следствия и суда. Формально процесс назначения адвоката выглядит следующим образом: следователь, дознаватель или суд выносит постановление о назначении адвоката по конкретному уголовному делу, одновременно направляя телефонограмму или запрос в Единый центр Адвокатской палаты. В запросе указывается дата, время и уголовное дело, по которому необходимо обеспечить участие адвоката. Адвокатская палата в соответствие с утверждённым порядком обеспечивает явку конкретного адвоката из числа адвокатов, внесённых в реестр палаты. Ни следователь (дознаватель), суд, ни сам обвиняемый (подозреваемый) в выборе конкретного адвоката не участвуют.

На практике процесс обеспечения участия адвоката по назначению проходит традиционно в более упрощенном варианте. Следователь или дознаватель, нередко и судья при необходимости звонят к одному из своих знакомых адвокатов, которые и являются для участия в деле.

4. Бесплатность услуг адвокатов по назначению. Вопреки сложившемуся мнению услуги адвокатов по назначению бесплатными не являются. Согласно ч. 5 ст. 51 УПК РФ услуги адвоката по назначению компенсируются за счёт средств государственного бюджета, и при привлечении адвоката обвиняемый или подозреваемый действительно не обязан нести расходы по оплате услуг адвоката. Между тем, после вынесения обвинительного приговора либо при прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (по амнистии, за истечением сроков давности, за примирением и др.) суд должен решить вопрос о возмещении государству расходов по оплате услуг адвоката ща счёт осуждённого. На практике суды нередко забывают об этом, вследствие чего и устоялось мнение о бесплатности услуг адвокатов по назначению. Между тем, если суд примет подобное решение, сумма по оплате услуг адвоката по назначению хоть и будет ниже стоимости аналогичных услуг адвокатов по соглашению, но все равно может составить довольно-таки серьезную сумму: стоимость в среднем может варьироваться от 10 до 50 тысяч рублей.

Так, согласно п. 23 Положения, утверждённого Постановлением Правительства России от 01.12.2012 года N 1240, размер вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, составляет за один рабочий день участия не менее 550 рублей и не более 1200 рублей, в ночное время - в размере не менее 825 рублей и не более 1800 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, не менее 1100 рублей и не более 2400 рублей. При определении размера вознаграждения адвоката учитывается сложность уголовного дела, включая подсудность, количество и тяжесть вменяемых преступлений, численность подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), объем материалов дела и другие обстоятельства. 

5. Стоит ли пользоваться услугами «государственных адвокатов». В настоящее время в обществе сложилось мнение, что услуг адвокатов по назначению следует избегать, так как в силу отсутствия финансового интереса адвокат не будет осуществлять реальную защиту, а в связи с наличием особых отношений с органами следствия – будет отстаивать интересы не своего Доверителя, а стороны обвинения. Многочисленные примеры из практики, к сожалению, полностью подтверждают обоснованность таких опасений. Кроме того, услуги адвоката по назначению оказывают адвокаты, которые в силу небольшого опыта или по иным причинам не востребованы, что также влияет на качество оказанных услуг. К примеру, подавляющее большинство опытных и высококвалифицированных адвокатов официально оплачивают ежемесячно Адвокатской палате дополнительные взносы за то, чтобы их не привлекали для оказания услуг по назначению. Оказывая услуги по назначению, многие адвокаты не только занимают пассивную позицию, ограничиваясь простым присутствием при производстве следственного действия или в суде, но и нередко напрямую вредят своему подзащитному; уже давно не удивляет никого позиция адвоката по назначению при избрании меры пресечения в отношении Доверителя в виде заключения под стражу, согласно которой он не против, оставляет решение вопроса на усмотрение суда, а то и вовсе за удовлетворение ходатайства следователя. Нередко адвокаты по назначению, пытаясь быстрее освободиться от работы либо в угоду органам расследования, необоснованно уговаривают подзащитного признать вину; практикующим адвокатам известны случаи, когда адвокаты по назначению препятствуют вступлению в дело адвоката по соглашению.

бесплатный адвокат хуже прокурора

Сложившаяся ситуация беспокоит как адвокатов, так и законодателя; изменения в уголовно-процессуальный кодекс относительно регламентации порядка назначения адвокатов были внесены менее года назад. Адвокатские палаты возбуждают дисциплинарные производства и активно лишают статуса нерадивых адвокатов. Однако таких изменений явно не достаточно, ситуация остаётся весьма сложной, что побудило группу из сорока адвокатов обратиться декабре 2017 года в Совет Федеральной палаты адвокатов России с просьбой принять дополнительные меры для нормализации положения с назначением защитников.

Полагаем, что до тех пор, пока не будет полностью исключена возможность следователя, дознавателя или суда обеспечить участие в деле по назначению конкретного лояльного адвоката, проблема решена не будет. Следователь, дознаватель или судья, принимая решение о назначении адвоката, не должен знать, какой конкретно адвокат явиться для оказания услуг, а также не должен иметь возможностей повлиять на явку конкретного адвоката. Также представляется необходимым закрепить постоянную ротацию адвокатов, оказывающих услуги по назначению, и исключить зависимость привлечения конкретного адвоката от воли конкретного следователя, дознавателя или судьи.

Все вышеизложенное не означает того, что в адвокатском сообществе отсутствуют порядочные и квалифицированные адвокаты, оказывающие услуги по назначению на должном уровне; такие адвокаты есть, и их не мало. Однако до тех пор, пока обозначенные проблемы решены не будут, пользоваться услугами адвоката по назначению мы бы не советовали вовсе либо при отсутствии возможности воспользоваться услугами адвоката по соглашению – подходить к советам адвоката по назначению критически. 

Возврат к списку

Поиск по сайту